Предотвратимые затраты
в управленческом решении
В процессе операционной деятельности менеджеры оценивают поведение постоянных и переменных затрат. Но в стратегических инвестиционных проектах также важно учитывать релевантность затрат.
Релевантными называются такие затраты, которые возникают в результате принятия решения и которых можно избежать, если решение не принято. Если затраты носят положительный мультипликативный эффект на прибыль и обороты, то итоговую рентабельность с учетом релевантных затрат сравнивают с потенциальной рентабельностью бизнеса без таких затрат.

При этом важно помнить, что оценка и сравнение экономического эффекта того или иного решения должна производиться в ближнесрочной и среднесрочной (прогнозной) перспективе с учетом возможных негативных внешних сценариев.

Рассмотрим пример:
Компания планирует закупить оборудование для производства снеков. Ранее она провела специальное маркетинговое исследование и выяснила, что таки снеки будут востребованы определенной потребительской группой. Какие затраты принимать во внимание при оценке эффективности проекта? На первый взгляд, необходимо учесть стоимость самого оборудования и его пуско-наладочных работ, а также стоимость проведения маркетинговых исследований. Но на самом деле релевантными будут только затраты, относимые к покупке и инсталляции оборудования. Маркетинговые исследования в данной ситуации релевантными не будут, так как они уже понесены, и этот факт необратим при любом управленческом решении.

Удачи в Ваших делах!