Каков PR, таков и бухучет
PR (Public relations, связи с общественностью) — это современный и эффективный инструмент продвижения множества компаний. Расходы на него могут быть огромны. Но даже если эти суммы небольшие, задача учета этих расходов может оказаться вполне нетривиальной для бухгалтера и управленца.
PR (Public relations, связи с общественностью) — это современный и эффективный инструмент продвижения множества компаний. Расходы на него могут быть огромны. Но даже если эти суммы небольшие, задача учета этих расходов может оказаться вполне нетривиальной для бухгалтера и управленца.

Здесь есть, о чем задуматься. С одной стороны, в Федеральном законе «О рекламе» (№ 38-ФЗ от 13.03.2006), в соответствии со ст. 3 реклама трактуется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Некоторым видам PR активности свойственны эти признаки. В этом случае PR расходы относятся к статье «Расходы на рекламу». Однако для целей налогового учета могут возникать некоторые особенности. Во-первых, в отсутствии пометки «на правах рекламы» налоговые органы попросту могут не признать это расходами на рекламу. Ведь точного определения PR как вида деятельности не дано ни в одном законодательном акте, а, следовательно, необходимо самостоятельно определять вид этих расходов и подкреплять его требуемыми документами.

Во-вторых, сама PR активность часто имеет вполне конкретного получателя информации, то есть невозможно соблюсти требование о неопределенном круге получателей информации. В этом случае есть лучше искать варианты отнесения расходов на PR к сумме прочих расходов связанных с реализацией. Однако здесь особенно тщательно придется документально обосновывать экономическую целесообразность понесенных расходов. Впрочем, как и для любого другого расхода, снижающего налогооблагаемую базу.

И, наконец, расходы на PR вполне могут быть отнесены как консультационные и информационные расходы, если PR активность в основном распространяется на проведение специализированных воркшопов, обучающих сессий и проч. В этом случае компании не придется ограничиваться правилом нормирования, как в случае с расходами на рекламу, и такой род деятельности, кажется более понятным и прозрачным налоговым органам, что весьма немаловажный фактор.

В любом случае, вопрос об отнесении PR расходов к тому или иному виду активности лучше и дешевле решать на стадии планирования бухгалтерского и налогового учета. По нашему опыту, «ручное управление» имеет существенно больше издержек, чем своевременная подготовка. Готовьте сани летом, и ваши дела всегда будут в полном порядке!

Другие публикации: