Подобная система уже работает в ряде стран: ФРГ, Австрия, Грузия, Швеция, Армения, Латвия. Целью является снижение издержек государственного управления и повышение сервиса налоговой службы, а также избежание «технических» долгов по забывчивости и при заполнении расчетных документов с ошибками.
Предприниматели заполняют много расчетных документов с отдельными реквизитами, в зависимости от вида, принадлежности, получателей, основанием и срока платежа. И это на практике сопровождается большим количеством ошибок, с последующими штрафами и пеней.
ЕНС позволит плательщику вносить сумму на единый счет, а налоговый орган распределит ее уже по соответствующим налогам и сборам. Но что даст это бизнесу? По мнению ведомства, преимущества очевидны:
• Удобство (нужен только ИНН и внесение суммы платежа).
• Исключение ошибок при заполнении расчетных документов.
• Взаимоучет долгов и переплат (не будут начисляться пени или проводиться взыскания при одновременном наличии недоимки и переплаты по разным налогам и взносам).
• Возможность подключить автоплатеж.
Но тут появляется много вопросов у бизнеса. С одной стороны - экономия времени. А с другой стороны все выставленные налоги надо оплатить разом без возможности что-то отсрочить. Для юр.лица, которое большинство объектов налогообложения формирует самостоятельно при подготовке отчетов, системы и базы придётся открыть налоговым органам.
Очень неоднозначные выводы несет за собой это нововведение. Конечно, если это останется в режиме добровольного выбора бизнесом.
Но реалии сегодняшнего дня таковы, что большое количество ошибочно списанных денежных средств со счетов компаний приходится опротестовать из-за несовершенства и затягивания сроков со стороны налоговой.
Так не создаст ли введение обязательной ЕНС еще больше проблем бизнесу?